После того как Александр Лукашенко сказал, что выдвинет свою кандидатуру на выборы, «если сторонники скажут что это надо, а они, конечно же, скажут…» государственная пропаганда активно начала продвигать идею «флешмоба». На протяжении месяца публиковались видео, на которых трудовые коллективы бюджетных организаций, школ, университетов и госструктур кричали слово «надо». Члены СМА быстро
включились в движение и выразили поддержку продолжению 30-летнего правления Лукашенко. Очевидно, кто получит уже запланированные 80% «поддержки», однако таким участием, иногда принудительным, а иногда неосведомленным, создается видимость общественного восхваления предыдущей политики Лукашенко, построенной на уничтожении прав и свобод беларусов законодательно и практически (пытки, аресты, обыски, тюремные сроки, доведение до смерти в местах заключения), преследовании оппонентов и создании атмосферы страха и несвободы.
Само по себе
свободное участие в акциях по поддержке кандидатов как явление не может осуждаться, ведь таким образом гражданин выражает свою гражданскую позицию. Это является частью его избирательных прав, частью свободы выражения мнения. Однако конкретно в данном случае мы говорим про адвокатов, которые в том числе напрямую работают с семьями и родственниками тех, кто пострадал от массовых репрессий, организованных государственным режимом. Адвокат должен в первую очередь думать про интересы своего клиента и про оказанное ему доверие.
Можно себе представить, как адвокат очередного задержанного за критику режима Лукашенко в перерыве между заседаниями записывает обращение, где говорит А.Лукашенко «надо идти на седьмой срок». Такой паттерн в поведении молодых адвокатов (собственно, не только СМА участвовали, но и
БРКА в принципе)
уничтожает не только престиж адвокатуры как института, но и их личную репутацию в глазах тех, кто нуждается в юридической помощи.
Кроме этого, стоит помнить, что с 2020 года в адвокатуре активно проводятся «чистки» адвокатов с альтернативным мнением или тех, кто защищал клиентов с альтернативным мнением. Противники Лукашенко не имеют безопасной возможности выразить свое мнение, отличное от поддерживаемого государством. Если участники пропагандистского «флешмоба» поощряются за написание слова «надо» краской на асфальте в видео, то те беларусы, кто создавал надписи и муралы после 2020 года (например, «Уходи», «3%», «Жыве Беларусь», «Не забудзем») получили реальные тюремные сроки.