Далее возникает вопрос: кто будет обучать будущих адвокат_ок? Если обязать действующих адвокат_ок брать стажер_ок, то необходимо предусмотреть либо финансовое стимулирование, либо обязательные квоты на обучение. Однако часть сообщества возражает против принудительных механизмов и считает, что адвокат_ка долж_на сам_а решать, хочет ли он_а заниматься подготовкой кадров.Обсуждался также уровень инклюзивности адвокатской профессии. Например, обязательная неоплачиваемая стажировка на полгода или год делает доступ к профессии невозможным для социально уязвимых групп. Решением может стать предоставление стажер_кам права оказывать юридическую помощь за вознаграждение под контролем наставни_цы. Например, в Польше стажировка адвокат_ок предусматривает обучение конкретным дисциплинам, то есть, идет по учебному плану, а не заключается в том, чтобы N месяцев побыть стажер_кой. Это оставляет реальные возможности для занятия другими оплачиваемыми видами деятельности.
Также прозвучало мнение, что первой задачей при реформировании адвокатуры должно стать создание конкурентной среды внутри адвокатуры, то есть растворение нынешней адвокатуры с ее привычками и проблемами в большом числе специалист_ок, не несущих отпечатки текущих проблем и паттернов поведения, даже ценой риска некоторого потенциального снижения качества (хотя текущая система обеспечения качества юридической помощи руководствуется несколько иными критериями, чем это принято в демократических странах с верховенством права, так что о снижении качества в результате каких-либо действий говорить сложно в силу отсутствия базы для старта).. Например, реформа могла бы предусматривать определенный период, например, 3 года, в течение которых любое лицо с юридическим образованием могло бы сдать экзамен на знание адвокатской этики (нормальный экзамен, а не такой, как сейчас) и стать адвокат_кой. Разрушение бюрократическо-репрессивной системы нынешней адвокатуры может быть осуществлено только изнутри. Проект “Право на Защиту”
писал о проблемах внешнего воздействия на адвокатуру. Если кратко, то нельзя начинать новую жизнь адвокатуры с внешнего вмешательства. Адвокатура - независимая структура и ее самоуправление это не пустой звук. Все изменения в органах самоуправления, в правилах этики и другие должны приниматься самими адвокат_ками, соответственно, создание реальной конкурентной среды, появление внутри адвокатуры новых лидер_ок мнений и людей, для которых принципы адвокатской деятельности имеют иное значение, чем для руководства нынешней адвокатуры требует существенного расширения числа адвокатов в стране.
И в дальнейшем, после особого периода для свободного приема в адвокатуру, правильным было бы организовать такую систему стажировки, чтобы решения о количестве людей, которые могут стать адвокат_ками, очень мало зависело от самой адвокатуры. Предоставление возможностей искусственно ограничить количество будущих адвокат_ок (например, необходимостью обязательно с кем-то договориться), с учетом состояния беларусских правовых институтов в ближайшем и даже не ближайшем будущем, может с высокой долей вероятности привести к все той же клановости, непотизму, монополизации доступа к профессии в адвокатуре. Отношения “стажер_ка - адвокатура” должны строиться по модели, сходной с публичным договором. При соответствии критериям никаких искусственных ограничений “а теперь договорись с кем-то” не должно существовать.