На основании анкетирования 550 человек, которые содержались в 41 изоляторе, а также в других местах, использованных для содержания административно задержанных, была собрана информация о различных обстоятельствах, связанных с административным задержанием и отбыванием административного ареста.
В 2020 году в Беларуси десятки тысяч людей были задержаны или подверглись административному аресту в связи с реализацией ими свободы мирных собраний и выражения мнения. Национальное законодательство, регулирующее порядок проведения мирных собраний, регулярно подвергается обоснованной критике, тем не менее, наиболее частыми санкциями за его нарушение являются штраф и административный арест.
Прежде всего все эти случаи рассматривались в контексте нарушения права на жизнь, права не подвергаться пыткам и жестокому, бесчеловечному, унижающему обращению, права на личную неприкосновенность, в том числе права на определение судом законности заключения под стражу, а также права на справедливый суд.
Так, обработка ответов опрошенных выявила, что медицинский осмотр при поступлении в изолятор прошли 24,7% задержанных и арестованных, 39,8% были опрошены о состоянии здоровья, а 35,5% - не осматривались и не опрашивались. После этого 10,3% опрошенных заявили, что им не оказали необходимую медицинскую помощь, 6,5% – не ту, которая требовалась.
6,1% опрошенных были уведомлены о правах и обязанностях при поступлении; 13,6% - уведомлены неполно и непонятно, 71,9% ответили отрицательно, шести людям (1.2%) правила дали почитать. Стоит заметить, что размещенные в камерах различных ИВС, СИЗО и тюрьмах выписки из правил касались задержанных, находящихся под стражей и осужденных по уголовным, а не по административным делам.
83,1% опрошенных заявили о том, что их родным не сообщили о задержании и аресте; в 5,3% случаев – сообщили. 11,6% опрошенным этого не требовалось.
43% опрошенных заявили о том, что в камере содержалось больше арестованных, чем предусмотрено спальных мест, а 6 человек содержались в камерах с деревянным настилом вместо отдельных спальных мест.
Размеры камер не соответствовали установленной норме площади на одного человека: "Норма площади на одного человека устанавливается, как правило, не менее четырех квадратных метров" (ст. 18.7 ПИКоАП). Так, упоминается содержание шести человек в камере площадью 12 кв. м, восьми - в камере 16 кв. м, семи-9 кв. м, девятнадцати человек - в камере 8 кв. м, в десятиместной камере 15 кв. м - 20 человек, что явно создает невыносимые условия для административно задержанных и арестованных.
В докладе приводятся характерные ответы на многочисленные нарушения прав административно арестованных. Например о санитарном состоянии мест содержания административно арестованных:
"Камера не убиралась, потому что было нечем убирать";
"В камере были тараканы, туалет очень грязный. Вода с хлоркой. Нас было 11 человек на 6 коек. Матрасы, подушки и одеяла были грязные и плохо пахли";
"Очень старый санузел, очень низкое его ограждение (высота - до колена)";
"Влажность под 100%, душно, плесень и грибок на стенах, освещение днем недостаточное, ночью не переключается на дежурное. Пол и стены в ужасном (аварийном) состоянии";
"Непосредственно перед судом нас перевели и держали в грязной камере, в которой перед нами незадолго до этого видимо находились другие задержанные (видно было по грязи, вони, использованному и застеленному постельному белью и прочему)";
"Очень много тараканов и неудовлетворительное состояние санузла";
"В первой камере был чисто, в других двух грязные туалеты, раковины, очень плохо пахло, на полу был мусор, одеяла и матрасы воняли мочой";
"Камеры очень грязные, отвратительный запах от туалетов, в Жодино много тараканов";
"Туалет вонял, не чем было мыть".