Эта неделя ознаменовалась максимальным уровнем креатива в использовании белорусского уголовно-процессуального законодательства.
Во-первых - это рассмотрение "дела Тихановского" без самого Тихановского. Напомним, что в двух судах началось рассмотрение дел по обвинению ряда лиц в совершении преступлений, и исходя из текста предъявленных обвинений, в совершении преступлений совместно с С.Тихановским. При этом в вызове Тихановского в суд уже было отказано. Защитник С.Тихановского обоснованно указывает, что это лишает последнего права на защиту и дает возможность на основании правил о преюдиции осудить Тихановского фактически не рассматривая дела, что очевидно нарушает право С.Тихановского на защиту.
Во-вторых, дело Бабарико все же будет рассматривать Верховный Суд. Все юристы знают, чем это чревато. Отнюдь не более высоким качеством рассмотрения дела. А отсутствием возможности пересмотра приговора в апелляционном порядке. Кто-то может сказать: «Так есть же надзор!» Но надзор не является стадией пересмотра, если смотреть на вещи реально. Надзорная жалоба по сути своей не жалоба, а всего лишь просьба посмотреть – может быть есть основания для организации процедуры по пересмотру. Она рассматривается не в процессе, без участия сторон, без протокола, без всего того, что делает процесс процессом. Именно поэтому Комитет по правам человека ООН не считает стадию надзора в белорусских реалиях эффективным способом защиты прав.
Говоря о нарушениях прав, следует отметить, что используются любые нарушения права на защиту, какие только можно придумать. Так, защитники Бабарико лишены возможности посещения его в СИЗО, а Максима Знака на встречах с адвокатами помещают в изолированную камеру в следственном кабинете с глухими стенами, при этом адвокату приходится кричать, чтобы Максим его услышал. Конечно, ни о какой конфиденциальности встреч с защитником в такой ситуации речи не идет.
А там, где не хватило имеющихся процессуальных возможностей для нарушения прав на защиту определенных социальных групп граждан, такие возможности были срочно созданы. На прошлой неделе мы уже писали, что в экстренном порядке вступили в силу изменения УПК, которыми органам дана возможность бесконечного продления сроков проведения проверок по заявлениям. Сейчас есть возможность познакомиться с этими и другими изменениями более подробно.
Судя по всему, и этих возможностей не хватает для установления полноценного механизма избирательного применения законодательства в зависимости от политических взглядов, поэтому на одном из совещаний было анонсировано дальнейшее ужесточение административного и уголовного законодательства.
Также на прошедшей неделе правозащитниками было опубликовано сразу два доклада о состоянии дел в Беларуси. Первый доклад носит более персонифицированный характер - российский «Комитет против пыток» и Всемирная организация против пыток 26 января обнародовали доклад, посвященный насилию со стороны белорусских силовиков в отношении протестующих. В 46-страничном документе под названием описываются дела 13 человек, которые подверглись насилию с 9 по 13 августа 2020 года.
Второй доклад уже более насыщен статистическими фактами и касается намного большего числа нарушений прав человека. Правозащитный центр "Весна" представил 26 января доклад "Административный арест в Беларуси-2020 как инструмент нарушения прав человека".
На этой неделе судом Партизанского района г. Минска (судья Олейникова Т.В.) рассматривалась жалоба защитников Максима Знака о продлении срока пребывания под стражей. Судом жалоба была отклонена. 29.01 жалоба на постановление суда будет рассматриваться уже в Минском городском суде. Рекомендуем ознакомиться с хроникой преследования Максима и поддержать Максима хорошим письмом.