Новости

Если государство настроилось исключительно на репрессии, то говорить о праве на защиту - уже экстремизм

Заявление проекта “Право на Защиту” в связи с признанием сайта экстремистскими материалами

Статья 62 Конституции Республики Беларусь
Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается
С 4 июня 2024 года сайт нашего проекта "Право на Защиту" defendersbelarus.org признан «‎экстремистскими материалами».

Целью нашей работы с самого момента создания было и является до сих пор построение сильного и независимого института адвокатуры в Беларуси. Именно поэтому эти 3 с половиной года мы разговаривали с коллегами, представителями адвокатур Казахстана, Украины, Молдовы, Канады и других стран. Для понимания исторической логики развития адвокатуры мы готовили и публиковали авторские материалы про историю адвокатуры в Восточной Европе. Мы публиковали теплые письма благодарных клиентов своим адвокатам и письма поддержки коллег друг другу.

Мы фиксировали происходящее в адвокатуре, мы рассказывали о проблемах людей и адвокатов, для которых нет места в официальных ура-каналах беларусских коллегий адвокатов, на нас ссылались и ссылаются международные органы и процедуры по защите прав человека, спецдокладчики и правозащитные организации. За все время мы не получили ни одного сообщения о неправильной информации на сайте, потому что для нас важно быть объективными.

Нам неизвестно (и непонятно), какие из наших материалов сподвигли государство придать сайту статус «экстремистских материалов» - может, серия статей, в которых освещалась проблема беларусских консультаций-«призраков» без адвокатов? Или, может, серия статей с психологом про эмоциональное выгорание юристов и как себя беречь? А может всё-таки последней каплей стал разбор решения Европейского суда по правам человека, который постановил, что борода - это часть самоопределения личности? А может раздражает статья про права человека в теократическом Иране? Или стал ненавистным алгоритм подачи индивидуальных сообщений о нарушении прав человека в Комитет по правам человека ООН, который с 8 февраля 2023 года для беларусов к великому стыду уже нерелевантен? А может угрозой национальной безопасности является аналитика о том, что такое верховенство права?

Пожалуй, это вопрос, ответ на который не требуется, ибо очевидно, что настоящей причиной такого решения властей является независимость и объективность информации, которую мы несли своим читателям, направленность такой информации на создание и поддержку сильной и процветающей адвокатуры, с адвокатами, без страха за свое будущее защищающими любых клиентов всеми доступными средствами, с такой репутацией адвокатуры, при которой в нее стоит очередь высокопрофессиональных юристов, желающих стать адвокатами, а не с необходимостью уговаривать выпускников попробовать все же адвокатуру с результативностью в пару человек.

Признание сайта Проекта «Право на Защиту» экстремистскими материалами является продолжением государственной кампании по репрессированию тысяч независимых и правозащитных ресурсов. Год назад, 13 июня 2023 года наш сайт перестал открываться в Республике Беларусь. Очевидно, что таким образом государство пытается ограничить распространение объективной и «неудобной» информации, в частности, про сегодняшнее состояние беларусской адвокатуры и существующие у адвокатского сообщества проблемы.

На нашем сайте публиковались статьи с результатами исследований адвокатского сообщества. Пока представители БРКА в программах на пропагандистских тв-каналах говорили, что проблем с доступом к юрпомощи нет, мы показывали число ушедших адвокатов после реформы законодательства и уничтожения адвокатских бюро и адвокаты-индивидуалов. Когда территориальные коллегии исключали адвокатов-подписантов антивоенной петиции из профессии, наш проект объяснял, почему это является нарушением гарантий адвоката. Когда государство арестовывало очередного адвоката за честное выполнение своих профессиональных обязанностей, БРКА никак не возражала, делая вид, что права адвокатов не нарушаются и не происходит посягательства на целый институт оказания правовой помощи как таковой. Сейчас, когда органы адвокатского самоуправления молчат или стали активными участниками репрессий адвокатов, кто-то должен указывать на эти нарушения, документировать факты нарушения адвокатских гарантий, осуждать тех, кто принимает в них участие. Если этого не могут делать органы адвокатского самоуправления, призванные вставать на защиту прав адвокатов, то это делаем и будем продолжать делать мы. Мы будем выполнять в информационной среде все те функции, которые должны выполнять адвокатские коллегии в правовом государстве.

Нигде в Основных принципах, касающихся роли юристов не сказано о важности возложения цветов к памятникам или важности участия в государственной пропаганде, зато много сказано об обеспечении всех лиц реальным и равным доступом к юридическому обслуживанию и обеспечению юристов возможностью консультировать и оказывать помощь клиентам в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами и этическими нормами без неправомерного вмешательства.

Юристы, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнения, убеждений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в общественных дискуссиях по вопросам, касающимся права, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, и быть членами местных, национальных или международных организаций или создавать их и принимать участие в их заседаниях, не подвергаясь ограничению своей профессиональной деятельности вследствие своих законных действий или членства в законной организации. Осуществляя эти права, юристы в своих действиях всегда руководствуются правом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста.

Мы будем продолжать говорить об этом и будем продолжать доносить до читателей информацию о состоянии дел в беларусской адвокатуре и правозащитном сообществе, несмотря на активное препятствование со стороны государства. Несмотря на получение нового «статуса», мы продолжим работу в штатном режиме – как продолжают доносить честную информацию до беларусов и международного сообщества множество беларусских ресурсов, которых власти признали «экстремистскими».

Мы часто пишем про беларусских адвокатов в заключении. Первым прецедентом, когда государство нарушило профессиональные гарантии профессии и арестовало специалиста, который выполнял свою работу, стал арест и приговор политзаключенному алвокату Максиму Знаку. От него уже полтора года, напомним, нет никакой информации, однако в тех письмах, которые были отправлены до помещения его в состояние "инкоммуникадо" он отправлял свои стихи. І скончыць нашую заявуу хочацца яго радкамі з верша "Бульба":

Яны думалі — нас пахавалі...
А мы — бульба! Як нас пахаваць?
Мы зяле‌ным зямлю прабівалі,
Спрабавалі да неба дастаць.
Made on
Tilda