Вебинар “Что нужно знать адвокатам и подзащитным о признании граждан политическими заключенными”
24 марта 2022 года в 13 часов по минскому времени пройдет вебинар с участием Олега Гулака, правозащитника, до ликвидации Белорусского Хельсинкского комитета - председателя комитета по теме “Что нужно знать адвокатам и подзащитным о признании граждан политзаключенными”.
В Беларуси уже больше 1100 политзаключенных. По числу политзаключенных на душу населения Беларусь уже достаточно давно является одним из мировых, если так можно выразиться, лидеров. Однако в адвокатской среде часто можно встретить мнение о бесполезности или даже вреде от такого статуса.
Попробуем разобраться, какие цели преследует этот инструмент - признание политзаключенным, на что влияет, для чего необходимо и как может помочь этот статус конкретному политзаключенному. Ведущий вебинара - Максим Половинко. Вебинар проводится в интересах проекта “Право на Защиту”.
Вебинар будет транслироваться в Zoom по ссылке. Предварительная регистрация не требуется. Идентификатор конференции: 896 3493 1579 Код доступа: 685508.
Вопросы для для обсуждения.
1 Что это за инструмент, что и от чего защищает.
Какое место в правозащитной деятельности занимает этот инструмент.
Каким целям служит? Какие ориентиры задают? Что защищает?
На какие изменения ситуации направлен этот институт? Есть ли в результатах конкретный человек или это в основном инструмент улучшения ситуации в стране?
2. Процедура признания граждан политзаключенными.
Кого признают политзаключенным? Узник совести и политзаключенные - как соотносятся?
Какие группы граждан признаются политзаключенными (укрупненно)
Что в отношении каких групп политзаключенных требуется правозащитными организациями?
Какие организации признают граждан политзаключенными? Может ли состояться появление альтернативного механизма, например, Системная правовая защита заявит, что только 2 политзаключенных в стране?
Проблемные вопросы признания (например, общее количество политзаключенных меньше числа привлекаемых по политическим делам, насильственные/ненасильственные, политические мотивы, нюансы права на справедливый суд и т.д.)
Из чего состоит процесс сбора информации и верификации? Как определяются оценочные категории, участвующие в определении политического характера преследования?
При каких признаках в конкретном деле стоит обращаться за таким признанием?
Список политзаключенных - привязан к государству? Куда-то передается эта информация? Дальнейшая судьба судьба списка в международных инстанциях.
Отмена решений о признании политзаключенными и признание ошибочности - существуют ли такие механизмы.
3. Чем помогает признание политзаключенному конкретному гражданину.
Что дает признание политзаключенным конкретному человеку? Юридические/информационные последствия
Есть ли какая-то статистика - насколько белорусское государство злит признание политзаключенными? Есть ли какие-то замеры на эту тему?
Имеет ли какое-то доказательственное или преюдициальное значение такое признание для каких-то инструментов международной защиты (КПЧ, в частности).
Почему стоит сообщать информацию о преследовании правозащитникам?