Новости

Суд по делу "Весны": ДНИ 2-5

Продолжается суд над Нобелевским лауреатом Алесем Беляцким и правозащитниками Владимиром Лабковичем, Валентином Стефановичем и Дмитрием Соловьевым (заочно).  К слову, интересы Дмитрия Соловьева, которого заочно судят в порядке особого производства, представляет адвокат, назначенный следствием. Дмитрий отмечает, что не знает ни имени, ни пола адвоката.

На прошлом заседании зачитали обвинения, ни один из фигурантов не признал себя виновным. На суде был определен порядок судебного следствия: немедленно допросить свидетелей, затем изучить письменные материалы дела, а при необходимости и вещественные доказательства, и, наконец, допросить самих правозащитников.

6 января


6 января в суде продолжается допрос свидетелей: был допрошен главный редактор издания «Свободные новости плюс» Василий Зданюк. В суде он заявил суду, что получал деньги от Алены Лаптенок за публикацию статей, авторами которых являлись сотрудники Правозащитного центра. Свидетелю были предъявлены квитанции, согласно которым ему перечислялись суммы более двух тысяч евро, но он лишь удивился и возмутился, потому что никогда не получал таких сумм. В связи с тем, что главного редактора газеты «Новы Час» Оксану Колб не удалось лично допросить в суде, так как она была вынуждена покинуть Беларусь из-за преследования, были оглашены ее показания, данные на следствии.

На второй день суда допросили правозащитника Олега Мацкевича, бывшую сотрудницу "Весны" Марину Статкевич. На допросе в суде их спросили о ввозимых в Беларусь деньгах, деятельности литовской организации Pavasaris (лит. весна), структуре организации, оплате за наблюдение за выборами. Из допроса прокурором Марины Статкевич:
— Что можете сказать об Алесе Беляцком (вопрос в контексте того, кто лидер)?
— Алесь Беляцкий, он... наше все!

10 января

10 января были допрошены четверо свидетелей и зачитаны показания троих, так как они не смогли явиться в суд. В начале судебного процесса Владимир Лабкович заявил ходатайство об отложении судебного заседания по состоянию здоровья.

Судья Запасник удалилась в совещательную комнату для того, чтобы узнать данные о состоянии здоровья правозащитника, поскольку никаких медицинских справок из СИЗО в суд предоставить было невозможно. В итоге судья связалась с сотрудниками СИЗО №1 и решила, что Лабкович может участвовать в судебном процессе. В СИЗО сообщили, что по состоянию на утро вторника «состояние здоровья Лабковича удовлетворительное, он может участвовать в заседании». Судебное заседание продолжилось. Напомним, что в письмах на освобождение Владиз Лабкович жаловался на ухудшение состояния здоровья в течение всех полутора лет содержания под стражей, а именно на постоянные головные боли, бессонницу, снижение зрения. После обеденного перерыва Владимир Лабкович снова пожаловался на плохое самочувствие. Он потребовал, чтобы, если перерыв не будет объявлен, была вызвана «скорая помощь», что и было сделано. Врачи осмотрели политзаключенного и сказали, что он может участвовать в судебном заседании.

На суде Алесь Беляцкий предложил поменяться с прокурором письменными принадлежностями, потому что они находятся в неравных условиях - у прокурора ноутбук и ручка, а у правозащитника только стержень.


11 января

Ни один из свидетелей не был допрошен лично. По разным причинам, но в основном потому, что они находятся за границей. На суде были зачитаны их показания, данные на следствии. Среди них, например, показания могилевского правозащитника Бориса Бухеля. Кроме того, судья ознакомилась с протоколами допроса двух свидетелей с измененными именами. Одна из них - "Карпович". На первом заседании Валентин Стефанович настаивал на том, что это Алена Красовская, которая пишет для «СБ» статьи о суде над весновцами, и просил удалить ее из зала суда. Судья не удовлетворила просьбу правозащитника, поскольку это якобы лишь его предположения. Но судья даже не зачитывала показания "Карпович" вслух «в целях безопасности» засекреченных свидетелей.

12 января 

Судья все-таки озвучила показания засекреченных свидетелей. Также 12 января были допрошены сотрудники таможенной службы. Специалист Таможенного комитета заявил в суде, что два миллиона долларов якобы были ввезены в Беларусь с 2011 по 2021 год в интересах ПЦ «Весна». Уголовная ответственность за ввоз наличных в крупном размере без декларирования введена в Беларуси только в 2016 году, поэтому в уголовном деле за этот период фигурирует сумма около 250 тысяч долларов. Как сообщают правозащитники, из показаний таможенников понятно, что эти суммы им продиктовали другие структуры. Откуда взялись такие цифры и как прокуратура их подтвердит, неизвестно.
Made on
Tilda