Новости

БХК опубликовал обзор трендов государственной политики за май – август 2024

Беларусский Хельсинкский Комитет опубликовал обзор трендов государственной политики за май-август 2024. На рассылку "Права человека в Беларуси: основные тренды государственной политики" можно подписаться.

Предыдущие отчеты за январь-июнь 2023, июль-декабрь 2023.

В ревью освещаются наиболее значимые изменения в беларусской государственной политике в области прав человека и реакциях на нее со стороны международного сообщества по трем направлениям:
общие меры (законодательство, стратегии, политики, в целом определяющие условия и предпосылки реализации прав человека в стране);
правоприменительная практика;
ключевые решения и реакции международных структур, связанные с ситуацией с правами человека в Беларуси.

В крайней рассылке представлен обзор трендов за май-август 2024 года. С мая по август не наблюдалось значительного всплеска легализации репрессий с качественными изменениями. Очевидно, государство, сделав большой скачок в такой легализации в 2023, «переваривает» его, сосредоточившись на внесении необходимых изменений в нижестоящие акты и расширении спектра противоправных практик, ряд из которых со временем традиционно будет формализован.

Формализация требований лояльности власти продолжает распространяться на новые профессиональные группы (нотариусы, например), продолжается тенденция отхода от формального равенства через изменение правил доступа к профессии и профессиональной этики, что имеет следствием не только преследование конкретных людей, но и системное искажение сути профессии.

Появились свидетельства того, что государство пытается законодательно исправлять катастрофические последствия для системности законодательства и государственного управления, вызванные волюнтаристским процессом принятия «паспортного указа»: появилась норма, обязывающая предоставлять в органы ЗАГС Беларуси сведения об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь. Очевидно, что запреты, введенные указом неизбежно создали и системные неудобства для самого государства. Оно не может получать необходимую информацию о своих гражданах. Попытка это сейчас исправить новыми изменениями лишь подчеркивают хаотичность и дисфункцию государственного управления и законотворчества. Так, в законодательстве о подтверждении личности для пенсионного обеспечения появилась формула «в том числе ранее документированного паспортом гражданина Республики Беларусь, отказавшегося от его использования».

Большой блок законодательных изменений касается распределения после обучения и возмещения средств за обучение. С одной стороны, там закрепляются нормы, еще больше усложняющие положение ряда категорий выпускников, обучавшихся за бюджетные средства или за средства организации: ужесточаются правила распределения супругов, выпускников отдельных специальностей и в принципе выпускников, направленных в сельскую местность, а также правила возмещения средств для «целевиков».

Усиливается формализация идеологии, в том числе и милитаристский компонент воспитания в школах. Сокращены социальные гарантии пенсионерам, находящимся в местах лишения свободы. Упразднена норма об обязательном минимуме пенсионных выплат, а также расширен перечень оснований для удержания из таких выплат.

Основное важное изменение во втором триместре 2024 г. в политике властей – изменение поведения в отношении политзаключенных. Началось их системное и заметное помилование. В течение июля–августа освобождены как минимум 48 человек. В начале-середине сентября освобождено еще минимум 67. Таким образом, на момент выхода этого анализа было помиловано минимум 115 человек. Надо отметить непрозрачность процесса, тот факт, что не раскрываются акты о помиловании, правозащитники узнают имена помилованных либо из сообщений родственников, друзей, других вышедших на свободу либо от пропагандистов (с некоторыми из освобожденных записываются интервью для государственного телевидения).

Власти использовали смертный приговор в отношении иностранца в политических целях. Гражданина Германии Рико Кригера, арестованного в Беларуси, обвинили по шести статьям Уголовного кодекса, включая наемничество и терроризм. Это первый случай смертного приговора за действия, не повлекшие человеческих жертв, и также первый смертный приговор иностранцу за последние 15 лет (кампания «Правозащитники против смертной казни в Беларуси» отслеживает смертные приговоры с 2009 г.).

Через неделю после приговора Р.Кригер был помилован А.Лукашенко и стал частью «большого обмена»: в основном российских политзаключенных и иностранных граждан, обвиненных в России в шпионаже, на сотрудников ФСБ и некоторых других лиц между Россией, США, Германией и некоторыми другими странами. Примечательно, что несмотря на то, что «дело Кригера» было сделано руками беларусских властей, ни один беларусский политзаключенный не вошел в обменный список.

Появляются все новые практики в применении статей об экстремизме. Впервые экстремистскими признаны интернет-ресурсы, оказывающие помощь призывникам. Впервые было возбуждено уголовное дело за репост новости с ресурса, признанного экстремистским: пересылка новости в публичный чат была квалифицирована как содействие экстремистской деятельности по ст. 361-4 УК.

Усиливается давление на людей, уехавших за границу в силу преследования. Расширяются практики давления на рабочих местах в связи с выездом за границу в «недружественные страны». На государственных предприятиях и в государственных учреждениях штатные сотрудники КГБ («заместители по безопасности») используют различные формы давления (очевидно нет единых инструкций, но есть общее указание контроля) на людей вне зависимости от должности и вида поездки (командировка/отпуск). Таким образом, усугубляется всеохватность контроля, а также тенденция движения к «железному занавесу» времен СССР, которую мы фиксируем с 2023 г. и которая, в свою очередь, является одним из проявлений политики «антизападничества» беларусского режима.

Из новых реакций международного сообщества на кризис прав человека в Беларуси за второй триместр 2024 г. можно отметить лишь повторный запуск Венского механизма ОБСЕ. Механизм был запущен по инициативе 38 стран-членов ОБСЕ в связи с отсутствием реакции беларусских властей на отчет по итогам второго Московского механизма, представленный в мае 2023 г.
Made on
Tilda