Казалось бы, какие проблемы? Как говорил Шариков – отнять все и поделить, то есть, снять врагов адвокатуры и обеспечить выбор ценностных людей в органы адвокатского самоуправления. Но всегда необходимо помнить, что из всех элементов системы правосудия адвокатура не похожа на остальные с точки зрения ее построения и функционирования. Конечно, в нормальных странах суд тоже отделен от исполнительной власти, и мы верим, что так будет и в нашей Беларуси будущего, и прокурор является процессуально независимой фигурой. Но независимость адвокатуры, сочетание публично выполняемой функции с частным характером деятельности диктует уникальность положения адвокатуры. Адвокатура может функционировать надлежаще только тогда, когда она полностью независима. Общество в лице государства определяет законодательные правила профессии, после чего все государственные органы должны
оставить адвокатуру в покое.
Это касается всего – выбора органов самоуправления, создания правил этики, дисциплинарной ответственности и так далее. И только допустимо вмешательство в виде судебного контроля в рамках права на судебную защиту. Также, очевидно, что остается трек привлечения к ответственности лиц, совершивших уголовные преступления. Вмешательство в иных формах в деятельность адвокатуры на старте, например, в выборы кого-то конкретного задает изначально ложную планку зависимости адвокатуры, создавая опасные прецеденты. Может показаться привлекательным придти и снаружи продиктовать, как построить Самую Лучшую Модель Адвокатуры на Земле, но, по нашему мнению, это будет также вредно для независимости адвокатуры, как и оставить ныне действующую систему. Но при этом необходимо адекватно оценивать фактор того, в каком состоянии адвокатура придет к точке реформ. И, по нашему мнению, перспектив считать, что адвокатура придет к точке, когда реформы станут возможными, в каком-то ином составе, с иными ценностями, отличными от того, что активно пропагандируется сейчас, с качественно иными специалистами по отношению к реальным принципам функционирования адвокатуры, не просматривает.
Соответственно, можно вполне сформулировать тезис: необходимо именно созданием соответствующих условий и соответствующей ситуации внутри адвокатуры создать предпосылки для ее оздоровления. И одного изменения законодательства, по нашему мнению, недостаточно, чтобы что-то начало реально изменяться.