MAX - это созданный компанией VK (бывший «ВКонтакте») российский национальный мессенджер и цифровая платформа пользовательских сервисов. По задумке, приложение было призвано быть аналогичным по функционалу азиатским национальным приложениям, через которые можно как переписываться, так и получать электронные госуслуги, удостоверять личность, использовать электронную подпись и цифровой ID, а также совершать платежи.
Если изначально MAX продвигался в России, то осенью был зафиксирован «взлет» рейтинга приложения в Беларуси. Хотя эксперты говорят о том, что тысячи 5-тизвездочных отзывов и резкий скачок скачиваний связаны с активностью ботов, MAX уже попал в список обязательного ПО, устанавливаемого на продаваемые в России телефоны и планшеты, а в российских бюджетных организациях и учреждениях образования
наблюдаются попытки заставить сотрудников, преподавателей и учеников установить приложение на личный смартфон. Попытки сопровождаются давлением, угрозами отчисления или увольнения.
По мнению журналистов, блокировка функции голосовых и видео-звонков на территории России в популярных мессенджерах (Viber, Signal, Discord, заблокирован Zoom, ограничены звонки в Telegram и WhatsApp) связана с необходимостью заставить российского пользователя перейти на Max, чтобы элементарно оставаться на связи.
Приложение было доступно в России, после чего появилась возможность регистрироваться с беларусского номера. С осени территория, где можно скачать мессенджер, была расширена и включила Азербайджан, Армению, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Таджикистан и Узбекистан (без Грузии и Украины, но на оккупированных украинских территориях Max активно продвигается как обязательный инструмент коммуникации, что, по
данным «Репортёров без границ», способствует строительству «цифрового железного занавеса»).
Национальные приложения с таким широким функционалом (от текстовых сообщений до электронных платежей) существуют в
Китае (WeChat), Корее (KakaoTalk), Японии (Line), Вьетнаме (Zalo). Главным отличием российского аналога, конечно, является его добровольно-принудительный метод инкорпорирования в жизнь общества. Однако, как и к азиатским вездесущим системам, требующим полной идентификации пользователя, доступа к содержимому телефона, банкам, идентификационным документам, перепискам и прочему, -- к российскому MAX возникают вопросы. В первую очередь, вопросы цифровой безопасности.