Недавно мы писали, что впервые с 2020 года мы зафиксировали превышение уровня «рождаемости» адвокатов над их «смертностью». Это отражается и в состоянии юрконсультаций: приятно видеть, что, по крайней мере по официальным данным,
в республике «закончились» безадвокатские ЮК. Теперь во всех существующих консультациях работает минимум один специалист.
Однако ситуация с такими ЮК, где числится лишь один адвокат, все еще критичная. По стране
55 районов, где один адвокат приходится на несколько тысяч (или даже несколько десятков тысяч) населения.
Подбивая итоги, можно с легким сердцем подтвердить слова А.Швакова на собрании БРКА: в стране действительно не имеется ЮК без адвокатов. МогОКА из анти-лидеров превратилась в коллегию, которая имеет более-менее стабильное развитие, как и Гомель, как и Витебск. Особое внимание стоит уделить приросту в Брестской области - там за год прибавилось 26 адвокатов, а закончило работу 5. Итого прирост (21 адвокат) оказался даже выше, чем в Минске (17 адвокатов) (где обычно цифры всегда максимальные).
Не такими позитивными являются показатели по Гродненской области. ГрОКА - единственная территориальная коллегия, где “смертность” все-таки превысила “рождаемость” и наблюдается отрицательная динамика численности адвокатов. Примечательно, что ранее
по нашим наблюдениям ГрОКА была одной из областей с наименьшим числом проблемных консультаций, где нет адвокатов или оказывает юридическую помощь только один адвокат.
В завершение стоит отметить, что впервые нашим проектом были замечены безадвокатские консультации
в марте 2023. Сегодня за окном начало
марта 2025 года. Напомним, что с момента, когда мы обратили внимание читателей на существующую проблему полной необеспеченности целых районов юрпомощью, администрацией адвокатуры предпринимались попытки
создать иллюзию контролируемости и “нормальности” ситуации. Безусловно, положительным является факт назначения в пустующие консультации хотя бы одного специалиста, – однако ввиду кадрового голода в адвокатуре и продолжающихся практик вытеснения “неугодных” из профессии, процесс устранения проблемы “шредингерских” ЮК занял целых два года.
Также отметим, что, несмотря на внешний позитив выступления А.Швакова об увеличении численности адвокатов на 5 человек за год (напомним, впервые с 2020 года был отмечен прирост) до 1605 специалистов,
это число все равно сигнализирует об уменьшении количества адвокатов на 27% по сравнению с 2020 годом, когда начались массовые “чистки”.
В будущем рассмотрим, кто становился адвокатом в 2024 году, однако общая тенденция - это использование недавних выпускников юридических вузов для закрытия “провалов” в количественной статистике. Помимо этого, напомним, что иногда увеличение происходит и за счет принятия в профессию бывших сотрудников прокуратуры, судов, следственных и силовых органов (для них с 2021 года предусмотрен облегченный вход в адвокатуру).